Привлечение за повторное нарушение ПДД может быть признано не законным.

Конституционный Суд РФ признал не законным привлечение к административной ответственности за повторное нарушение  ПДД.

Собственника автомобиля оштрафовали за превышение скорости. Нарушитель оплатил половину штрафа 13 июля 2018 года, хотя постановление о его назначении штрафа вступило в силу позже — 28 августа того же года.

8 августа 2019 года автоматические камеры снова зафиксировали аналогичное превышение данным автомобилем скорости. Однако на этот раз собственника привлекли к ответственности уже за повторное нарушение.

Собственник попросил районный суд переквалифицировать нарушение, исключив признак повторности. Со дня уплаты штрафа за первое нарушение до аналогичного деяния прошло больше года. Районный суд с этим согласился, но затем его решение обжаловала ГИБДД. Она исчисляет годичный срок, в течение которого лицо считается наказанным, со дня вступления в силу постановления. Областной суд приостановил производство по жалобе и обратился в КС РФ.

Конституционный суд подтвердил: в указанной ситуации непонятно, с какого момента исчислять срок. Нужно ориентироваться на момент вступления в силу постановления или на момент уплаты штрафа до вступления этого документа в силу? Оба варианта имеют свои обоснования. Однако такая неопределенность идет вразрез с Конституцией. Тем более что данный срок очень важен при назначении наказания и квалификации нарушения.

КС РФ велел законодателю определить правила исчисления срока, в течение которого лицо, уплатившее штраф до вступления в силу постановления, считается наказанным. Это касается не только случаев уплаты штрафа со скидкой.

До того, как изменения внесут в КоАП РФ, нужно исходить из того, что срок исчисляется со дня уплаты штрафа. Пока это относится к уплате штрафа со скидкой. Однако полагаем, что эту позицию могут по аналогии учитывать и в других случаях.

Напомним, 4 июля появится еще один перечень нарушений, штрафы за которые можно уплачивать с 50-процентной скидкой.

Документ: Постановление КС РФ от 23.06.2020 N 28-П